Улучшение энергетических показателей системы электроснабжения и, как следствие, повышение коэффициента мощности промышленных предприятий можно достичь только при правильном сочетании различных способов, каждый из которых должен быть экономически и технически обоснован. Мероприятия по уменьшению потребления реактивной мощности можно разделить на следующие группы:
а) организационные — без употребления компенсирующих устройств;
б) специальные — использование компенсирующих устройств.
Организационные мероприятия по уменьшению потребления приемниками реактивной мощности должны рассматриваться в первую очередь, так как для их осуществления, как правило, не требуется значительных капитальных затрат. К ним относятся следующие:
1) упорядочение технологического процесса, что ведет к улучшению энергетического режима оборудования;
2) замена мало загруженных асинхронных двигателей двигателями меньшей мощности;
3) снижение напряжения у двигателей, систематически работающие с малой загрузкой;
4) ограничение холостой работы двигателей;
5) применение синхронных двигателей вместо асинхронных в случаях, когда это возможно в условиях технологического процесса;
6) повышение качества ремонта двигателей;
7) замена мало загруженных трансформаторов.
Рассмотрим эффективность этих мероприятий.
Упорядочение технологического процессаЭта мера связана с обеспечением максимального использования мощностей электродвигателей и других электроприемников, приводит к увеличению потребления активной мощности и одновременного уменьшения относительного значения реактивной мощности.
Замена мало загруженных двигателей двигателями меньшей мощностиВеличина потребления реактивной мощности асинхронными двигателями зависит от коэффициента загрузки и номинального коэффициента мощности двигателей. При номинальной загрузке и номинальном напряжении асинхронный двигатель потребляет реактивную мощность, равную
Qн=(Рн/ηд.н)tgφн (1)
где ηд.н — к. п. д. двигателя при полной загрузке
Реактивная мощность, потребляемая двигателем из сети при холостом ходе, может быть найдена из выражения
Qxx≈√3∙UнIхх (2)
где Iх.х — ток холостого хода (х.х.) асинхронного двигателя
Для двигателей с номинальным коэффициентом мощности cos φн = 0,91 — 0,93 реактивная мощность х. х. составляет около 50% реактивной мощности при номинальной загрузке двигателя. Для двигателей с cos φн = 0,77 ÷ 0,79 она достигает 70%.
Увеличение потребления реактивной мощности при полной загрузке двигателя по сравнению с потреблением при х. х. составляет
∆Qн= Qн — Qхх (3)
При нагрузках асинхронного двигателя, меньших номинальной, прирост потребления реактивной мощности по сравнению с холостым ходом пропорционален квадрату коэффициента загрузки двигателя:
∆Q=kз2∆Qн (4)
где kз=Р/Рн — коэффициент загрузки двигателя.
Таким образом, реактивная мощность, потребляемая двигателем при произвольной загрузке, составляет
Q= Qxx+∆Qн kз2 (5)
Коэффициент мощности асинхронного двигателя при произвольной загрузке с учетом (3.8) получается из выражения
cosφ=P/S=1/(√1+(( Qхх+∆Qн kз2)/ Рн kз)2) (6)
Как следует из формулы (6), коэффициент мощности двигателя уменьшается при уменьшении его загрузки. Например, если для какого-то конкретного двигателя при 100% -ной загрузке cosφ = 0,8, то при 50% -ной загрузке cosφ = 0,65, при 30% -ной загрузке cosφ = 0,51. Отсюда следует, что замена систематически малозагруженных двигателей двигателями меньшей мощности способствует повышению коэффициента мощности электроустановки.
Условия рентабельности требуют, чтобы замена двигателя вызывала экономически выгодное уменьшение суммарных потерь активной мощности в энергосистеме и двигателе. Для суммарных потерь ∆Pсум справедливо выражение
∆Pсум=Qkвп+∆Р (7)
где ∆Р — полные потери активной мощности в двигателе; kвп — коэффициент изменения затрат, кВт / квар, задаваемый предприятию энергосистемой.
Коэффициент изменения потерь kвп, численно равен удельному снижению потерь активной мощности во всех элементах системы электроснабжения (от источников питания к местам потребления электроэнергии), получаемый при уменьшении передаваемой предприятию реактивной мощности. Как показали расчеты, наименьшее значение kвп равно примерно 0,02 (кВт / квар) для трансформаторов, присоединенных непосредственно к шинам станции.
Преобразовав (7) к более удобному для расчета вида, с учетом (5) и (3) получим:
∆Pсум=[Qхх(1- kз2)+ kз2∆Qн] kвп+∆Pхх+ kз2∆Ра.н (8)
где ∆Pхх=Рн(1-ηн.д/ ηн.д)(γ/1+γ) — потери активной мощности при холостом ходе двигателя, кВт;
∆Pа.н=Рн(1-ηн.д/ ηн.д)(γ/1+γ) — прирост потерь активной мощности в двигателе при загруженности 100%, кВт;
γ=∆Pхх/∆Pа.н — расчетный коэффициент, который зависит от конструкции двигателя и определяется с выражения
γ=∆Pхх%/((100- ηн.д%)-∆Pхх%)
∆Pхх% — потери х. х., выраженные в процентах активной мощности, потребляемой двигателем при 100% загрузке.
Опыт показал, что если средняя загрузка двигателя составляет менее 45% номинального значения его мощности, то замена его меньшим по мощности всегда целесообразна и проверки расчетами не требуется. При загрузке двигателя более 70% номинальной мощности можно считать, что замена его в общем случае нецелесообразно. При загрузке двигателей в диапазоне от 45 до 70% целесообразность замены их должна быть подтверждена достаточным уменьшением суммарных затрат активной мощности в электрической системе и двигателе, рассчитанном по формуле (8).
Следует отметить, что для промышленных предприятий, рассматривать вопрос о замене двигателей меньшей мощностью целесообразно только для двигателей, не встроенные в механизм. Замена мало загруженных двигателей, встроенных в механизм, настолько дорога и сложна, что она практически нецелесообразна.
Снижение напряжения в мало загруженных двигателяхПри невозможности замены мало загруженного асинхронного двигателя, следует проверить целесообразность снижения напряжения на его зажимах. Снижение напряжения на выводах асинхронного двигателя до определенного минимально допустимого значения Uмин приводит к уменьшению потребления им реактивной мощности (за счет уменьшения тока намагничивания). При этом одновременно уменьшаются расходы активной мощности и, следовательно, увеличивается к.п.д. двигателя. На практике применяются следующие способы снижения напряжения в мало загруженных асинхронных двигателях:
1) переключение обмотки статора с треугольника на звезду;
2) секционирования обмоток статоров;
3) снижение напряжения в фабрично-заводских силовых сетях путем переключения ответвлений понижающих трансформаторов.